Теперь снова возвратимся к полиандрии. В процессе многолетней практики искусственного вывода маток ежегодно отмечали факты рождения разных родоначальниц из личинок, взятых из материнской семьи в один и тот же день из ячеек одного и того же сота.
Так, в 2006 г. из 38 принятых семьей-воспитательницей личинок родилось 26 молодых маток серого цвета (как их мать), 7 светлых с явными признаками желтизны на тергитах и стернитах, 5 маток очень темных, почти черных.
Примерно такое же соотношение числа разных по цвету маток имело место и в другие годы. Есть основание полагать, что разнокачественность маток-сестер проявляется не только различиями в окраске, но и в продуктивности семей, склонности их к роению, характере печатки меда (сухая, полусухая, мокрая), поведении пчел при осмотре семей. То есть это генетически разнокачественное потомство.
А теперь представим себе, что было бы при жизни пчел в природе, если бы все матки-дочери, родившиеся в результате роения (включая рои «втораки» и «третьяки»), которых за два-три года жизни матки-матери может быть достаточно большое число (до 12), были одинаковыми, то есть происходили от одного отца?
Близкородственное спаривание в следующих поколениях (дети — внуки — правнуки) могло бы отрицательно повлиять на жизнеспособность потомства.
Таким образом, вполне логичен ответ на вышепоставленный вопрос: в чем же состоит биологическая роль полиандрии у пчел и зачем выработалась в ходе эволюции эта особенность? Она необходима для обеспечения генетического разнообразия в потомстве маток, а через них в следующих поколениях и трутней.
Эту же роль выполняет и третья из упомянутых особенностей биологии медоносных пчел — возможность осеменения трутнем только одной матки.
Известно, что самец в результате спаривания с маткой умирает. Возникает вопрос: почему природа так жестока по отношению к нему?
Может быть, было бы лучше, если бы один трутень имел возможность осеменять нескольких маток? Пчелам потребовалось бы меньше затрат на выращивание мужских особей, не выполняющих в семье никаких работ и являющихся в определенном смысле «нахлебниками».
Можно предположить, что у предков современных медоносных пчел в самом начале процесса возникновения Apis mellifera могла иметь место эволюционная ветвь, в которой трутни были полигамными, то есть спаривались с несколькими матками. Однако если она и была, то оказалась тупиковой. Дело в том, что спаривание одного трутня с несколькими матками неизбежно вело бы к уменьшению генетического разнообразия в популяции пчел.
Наиболее сильные отрицательные последствия полигамности трутней проявлялись бы в случаях осеменения одним самцом маток-сестер: их потомство было бы совершенно генетически идентичным, а спаривание рожденных от них трутней и маток неизбежно должно было привести к вырождению, уменьшению жизнеспособности.
Естественный отбор в ходе эволюции выработал механизм исключения самца, спарившегося с самкой, из дальнейшего участия в репродукционном процессе. И теперь привлекаемые половым феромоном, выделяемым девственной маткой, несколько трутней (до 10) один за другим вступают в брачную связь с ней, не обращая внимания на печальную судьбу предшественника.
Таким образом, все три рассмотренных нами фактора — полиандрия, наличие двух форм размножения, а также гибель трутня в процессе спаривания — служат одной цели — обеспечению генетического разнообразия потомства, что способствует повышению жизненности как отдельных семей, так и региональных (зональных) популяций, а в целом и вида медоносных пчел.
Сложились условия, позволяющие предотвращать негативные последствия нередко имеющих место случаев близкородственного спаривания и обеспечивающие высокую жизнеспособность и приспособляемость к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
В естественных условиях блуждание роев в поисках подходящего места для поселения (дупло дерева, расщелина скал и т.п.) способствует обогащению генетического потенциала местных популяций пчел, то есть улучшению их жизнеспособности.
Как известно, пчеловод принимает меры к предотвращению роения, а в случае его возникновения ловит рои и поселяет их тут же на пасеке.
Чтобы не допустить обеднения генетического потенциала разводимой на пасеке популяции пчел, он должен взять на себя миссию, которую в природе выполняют блуждающие рои. Время от времени необходимо «приливать свежую кровь», приобретая и используя при искусственном выводе маток (а также трутней) некоторое число маток той же породы, но из другого региона.
Надеемся, что медоносная пчела, одно из удивительнейших творений природы — до скончания века будет жить и радовать людей своим присутствием в окружающем нас мире.
М.И.БОЛДЫРЕВ,
доктор сельскохозяйственных наук,
заслуженный деятель науки России
Мичуринск — наукоград РФ