Я занимаюсь пчелами десять лет, из них девять лет на даче. В таких условиях необходимо обеспечить безопасность соседей. Из своего опыта знаю, что это требует от пчеловода большого напряжения. Однозначно решить эту проблему не всегда удается. Рекомендация обнести участок сплошным забором высотой не ниже двух метров обойдется недешево, да и не всегда надежна.
Мне удалось более или менее решить все вопросы за счет комплекса мер. В первую очередь заменил породу пчел на более миролюбивую — карпатскую. Каждый год рано весной покупаю карпатских плодных маток. Организую на них отводки, затем их подсиливаю расплодом на выходе. Пчелы в этот же год дают товарный мед. Эти семьи, как материнские, использую для вывода молодых маток.
Делаю нуклеусы и пускаю в зиму на четырех-пяти рамках, обычно по два в одном корпусе. Зимуют хорошо. Весной они быстро набирают силу и при нашем позднем главном медосборе дают товарный мед. Как правило, карпатские семьи незлобивые, при осмотре их гнезд можно обходиться без дымаря. В окрестностях пасеки не увидишь пчел, даже в моменты осмотра гнезда и отбора меда. Однако пчеловод должен учитывать, что при некоторых обстоятельствах (сильном ветре, неожиданном прекращении медосбора, грубом вторжении в гнездо, неумелой работе и т.д.) даже карпатки могут проявить агрессивность.
Для дальнейшего повышения безопасности соседей решил вынести пасеку за пределы участка. В лесу, рядом с дачным участком, на расстоянии 20 м от дороги, соорудил два стеллажа на высоте 3 м от земли. Для этого использовал стволы живых деревьев (больших старых осин). Сделал рядом два стеллажа длиной по 6—7 м, шириной около 1 м. То, что я поставил пчел в лесу, особо на их поведении не отразилось. Напомню, окружающие деревья не должны создавать глухую тень. Направление летков я выбрал на юг. Ульи на стеллажах поставил прямо на досках на расстоянии 0,1— 0,8 м друг от друга. Блуждания пчел я не наблюдал, несмотря на то что ульи были покрашены в один цвет. Для прохода позади них оставил расстояние до 0,8 м, этого вполне достаточно. Для безопасности по краю стеллажа сделал перила. К стеллажу приставил съемную лестницу. Таким образом разместил 15—20 семей. Для подъема и спуска ульев установил съемные лебедки и простые полиспасты. Перед ульями густая растительность — орешник, черемуха и молодые деревья — полностью закрывает вид на дорогу. Пчелы летают на высоте деревьев, поэтому не беспокоят проходящих мимо людей.
Размещение пасеки в окружении высоких деревьев усложняет сбор роев. Привои и ловушки не решают проблему. Попытки не допускать роения пока не дали результата. Мои пчелы содержатся в многокорпусных ульях. Расширение гнезд увеличением числа корпусов не всегда предупреждает роение, а чаще сдерживает развитие семьи. Рекомендаций много, но одни не подходят к моим условиям, а другие неэффективны.
На дачном участке я все- таки оставил пять семей с элитными карпатскими матками. Их поднял в мансарду, где есть две комнаты. В одной комнате, выходящей на южную сторону, разместил пчел и сделал проем 3,8х1,6 м, в другой храню оборудование и откачиваю мед. Перед домом посадил яблони. Они заставляют подниматься пчел еще выше. Над проемом находится козырек, который выступает на 1 м и укрывает ульи от дождя. Размещение пчел на высоте 3 м и частично закрытое деревьями пространство перед летками создают хорошие предпосылки для безопасной работы людей на соседних участках.
В тех условиях, в которых находятся мои пчелы, перерывов в медосборе нет. Сразу после облета они начинают носить пыльцу. Главный медосбор начинается с момента зацветания кипрея, дягиля, дудника и разнотравья. Поддерживающий медосбор идет постоянно. До главного медосбора семьи успевают набрать силу и даже перейти в роевое состояние. Моя основная забота — удержать их от этого. Применяю разные приемы. Расширяю гнезда, увеличивая число корпусов. (Обычно в летнее время мои семьи занимают до четырех корпусов.) Подставляю рамки с вощиной. Каждая семья ежегодно отстраивает их около десяти. Некоторые семьи делю пополам. Матку поднимаю в верхний корпус, размещенный над основной семьей. После того как основная семья выведет себе матку и она начнет работать, при наступлении хорошего медосбора, объединяю обе семьи. Этот прием дает неплохие результаты, но должны сложиться определенные условия. Главное, чтобы майские дни были теплыми и летными. В прошлом году, после того как я отобрал маток, 29 апреля начались морозы, которые продолжались до середины мая. Основные семьи не смогли вывести себе хороших маток или вообще остались без них. Пришлось брать маток из запаса. Необходимость такого раннего деления семей вызвана тем, что только в этом случае основная семья подойдет к главному медосбору работоспособной и при объединении двух семей можно получить хороший эффект.
Может, кого-то заинтересует мой метод снятия роя, привившегося на небольшой высоте. Как правило, он садится на верхней части дерева ближе к концу ветки, куда не добраться. В этом случае сбиваю с некоторым зазором две старые рамки и привязываю их к концу длинной палки. Залезаю на дерево и поднимаюсь как можно ближе к рою. При помощи веревки поднимаю рамки с палкой и подвожу к пчелам. Они, как правило, охотно переходят на это сооружение. Когда основная часть пчел окажется на рамках, оставшихся стряхиваю. Когда пчелы на рамках успокаиваются, их при помощи веревки спускаю вниз. Затем спускаюсь сам, отвязываю рамки и ставлю в роевню. Роевня — переносной ящик на 8 или 10 рамок из оргалита с крышкой и вентиляционным отверстием. Крышку закрываю, отношу рой в прохладное место. Не всегда удается снять рой таким образом. Если доступа к пчелам нет, то не рискую и не мешаю им. Они посидят и улетят строить новое гнездо. В лесу для них ставлю ловушки и небезрезультатно: каждый год имею два-три дополнительных роя.
В итоге хочу добавить. Перед тем как завести пчел на даче, обязательно заранее продумайте все варианты работы с ними и особенно вопросы безопасности соседей.
А.МАТВЕЕВ
Московская обл., г. Дмитров