Многие годы приходил журнал «Пчеловодство» в наш дом, и мы всегда радовались каждому новому номеру. По сей день у нас хранятся почти все экземпляры. К сожалению, после развала Союза наши связи прервались. Но недавно мой односельчанин принес посмотреть четыре номера за 2002 г. Взяв их в руки, я почувствовал такое волнение, будто повстречался с близким человеком. Решение созрело мгновенно: с будущего года оформлю подписку. Об этом и решил сообщить, а заодно и рассказать о наиболее запомнившихся моментах своей многолетней практики.
◊ В 2001 г. в вылетающем рое удалось поймать матку на прилетной доске и пустить к пчелам по сходням в новое жилище. Через некоторое время рой его покинул. При повторном заселении я не стал рисковать. Пойманную на сходнях матку положил под холстик в клеточке, на что пчелы роя отреагировали весьма необычно. Они оставили матку со свитой, а сами возвратились в материнскую семью. Такое я наблюдал впервые.
До сих пор не могу понять, почему пчелы отказались от своей матки, которая по сей день хорошо работает в другой семье. (Кстати семья эта занимает три корпуса на рамку 435х300 мм, неройлива.) Когда этот же рой через несколько дней вылетел вновь, то при заселении в другой улей он дважды покидал его, прививаясь в разных местах. Наверное, это продолжалось бы и дальше, не прибегни я к помощи дымаря, чтоб препроводить выкучившихся пчел в улей, и не закрой предлетковый коридор вкладышем. А чтобы пчелы не запарились, открыл заднюю заглушку дна. После этого рой покорился. Семья благополучно пережила зимние невзгоды, занимала три корпуса и не роилась! Замечу, никогда не выдерживаю снятые с дерева рои перед посадкой в улей, а слетов не бывает.
◊ Однажды в свободный улей залетел бродячий рой. Он был большой и занял семь улочек, что неплохо для конца мая. За два месяца эта семейка развилась до такой степени, что смогла запечатать мед в двух надставках (в третьей печатка просматривалась лишь на отдельных ячейках). 27 июля от нее отделилась новая семья довольно внушительных размеров, которой предоставил новое жилье, более того, позволил отойти рою-втораку. Мне хотелось оценить зимостойкость и степень весеннего развития этих высокопродуктивных пчел. К сожалению, не получилось: все три семьи в ходе зимовки погибли. А жаль, пчелы были очень миролюбивы при отборе меда: как только отвернешь холстик, тут же освобождали рамку, сбегая на гнездовые. Вполне спокойно вели они себя и на следующий день после отбора меда.
◊ Заканчивая, хочу поведать о происшествии, которое могло иметь трагические последствия. В конце дня мы с женой решили поставить семье надставку. Казалось бы, ничто не предвещало беды. Но едва сняли крышу и вынули одну потолочину, как пчелы начали вылетать из гнезда, словно их выносило вихрем. Они в мгновение облепили нас, нещадно жаля. Не помогли ни дым, ни вода. Мы обратились в бегство, кое-как надев крышу и закрыв летки. Трудно сказать, что так подействовало на пчел. Спасла нас лишь надежная экипировка. К исходу следующего дня обнаружил, что пчелы нашли в дне щель и выносили через нее мусор и погибших сестер. Пришлось открыть летки и поставить ту самую надставку, которая им так не понравилась. К осени пчелы заполнили ее душистым медом.
Всем пчеловодам хочу напомнить: идя к пчелам не надейтесь на их миролюбие, помните, они непредсказуемы.
И.И.НАЛИВАЙКО
Белоруссия, Могилевская обл.