Одна из основных причин, приведших к напряженной эпизоотической обстановке на пасеках России, — это низкий уровень культуры в ветеринарной службе. Так, в журнале «Пчеловодство» (№2, 2002) написано: «На пасеках почти повсеместно регистрируются варроатоз и аскосфероз, вновь распространяется акарапидоз, по-прежнему часто встречаются гнильцовые болезни и нозематоз пчел». Какой вывод можно сделать из этого?
Видимо, для серьезной борьбы с болезнями пчел необходимы ветеринарные структуры, хорошо обеспеченные финансами, что позволило бы им предметно заниматься этой серьезной проблемой. Но это возможно только в том случае, если такими вопросами будет заниматься государство. В России пока даже не принят закон о пчеловодстве, а при отсутствии прочной правовой базы ни о каком эффективном развитии отрасли не может быть и речи.
Зачастую пчеловоды делятся опытом о выводе маток. На мой взгляд, проблема не в том, как их выводить, а как добиться того, чтобы они были высококачественными, чистопородными. Получается какой-то заколдованный круг: с одной стороны, покупая маток в пчелопитомнике, пчеловод не всегда уверен в их высоком качестве; а с другой — выводя их на своей пасеке, он получает резко заниженный конечный результат, то есть имеет малопродуктивных маток и низкий медосбор. И в этом также просматривается низкий уровень культуры пчеловождения. Пчеловод должен покупать матку вместе с паспортом на нее, где отражены параметры ее качества, включая массу.
Работники пчелопитомников должны продавать только добротных маток. Ведь почти никто из любителей не владеет всеми тонкостями технологии их вывода в отличие от матководов-профессионалов. Безусловно, прав А.В.Матющенко (ж-л «Пчеловодство» №1, 2002), отмечая, что пчеловоды, как правило, забывают об элементарной общей культуре содержания пчелиных семей, которая основывается на определенных принципах: первый и наиболее важный — абсолютное здоровье пчел, второй — очень высокое качество маток, третий — только чистопородное разведение.
Мне жаль российских пчеловодов, которые работают в труднейших условиях и ничуть не хуже пчеловодов Канады, Голландии или Словакии, но добывают меда в четыре-пять раз меньше, чем они.
Одно из самых слабых мест в нашей отрасли — работа пчеловодных структур. Там, где их возглавляют знающие энтузиасты, обладающие большими организаторскими способностями, безгранично любящие свое дело, там работа идет.
Считаю, что районные и городские общества пчеловодов должны прежде всего на договорной основе создавать условия для эффективной кочевки. Обильные, качественные и непрерывно цветущие медоносы — краеугольный камень процветания отрасли и связанных с ней других отраслей. Но пока здесь царят полная анархия и головотяпство, а отсюда и полнейшее отсутствие культуры. Журнал «Пчеловодство» неоднократно писал о том, что за границей пчеловодам платят деньги за то, что пчелы пасек работают на опылении сельскохозяйственных культур, а у нас об этом даже не помышляют.
По приемлемым ценам общества должны снабжать пчеловодов-любителей инвентарем, вощиной, ветеринарными препаратами и т.д.; оказывать помощь в реализации продукции пчеловодства, проводить учебные занятия, организовывать конференции, совещания, выставки; возможны и другие аспекты их деятельности. В этом плане российская пчеловодная культура должна многое сделать для укрепления и совершенствования отрасли во славу Отечества.
А.И.ДУРБАНОВ
г. Краснодар