Как известно, хоботок у рабочей пчелы ученые измеряют до тысячных долей миллиметра (и как только умудряются?), а вот одна из основных характеристик пчелиной семьи — ее размер, хоть и имеет численную характеристику (в штуках особей или в килограммах массы), тем не менее более часто определяется как качественный альтернативный показатель в терминах «сильная семья» и «слабая семья».
Если, например, «сильной» следует считать семью массой 2,5 кг (как, например, у Г.Елфимова, «Пчеловодство» №8, 2005, с. 26), то тогда какими следует считать семьи массой 3,0 и 4,0 кг — сверхсильными или суперсильными?
Аналогично: какой следует считать семью массой 2,1 кг — недостаточно сильной или же просто слабой? Или, все-таки, как у Л.Г.Кодесь и Т.В.Столбовой: «В первую группу вошли семьи массой 1,11 кг (слабые), во вторую группу — 2,16 кг (сильные)»? («Пчеловодство» №7, 2005).
Естественно, что никаких закономерностей при такой путанице в количественной оценке величины найти невозможно. Ни одна из наук таких вольностей с классификацией величины не допускает.
Да и понятия «большая» и «малая величина», как и понятия «сильная семья» и «слабая семья», сами по себе бессмысленны, по крайней мере, если не указано по сравнению с чем они бóльшие и меньшие величины.
И в завершение излагаемой темы предлагаю просчитать возможный вариант количественной характеристики пчелиной семьи, идущей в зиму, используя данные упомянутой выше статьи Г.Д.Елфимова: «...нельзя не остановиться на наращивании силы пчелиных семей в зиму. Оптимальные сроки для этого в условиях нашей области — период с 1 по 20 августа при среднесуточной яйценоскости маток 1200 штук.... Такое возможно благодаря отбору семей, имеющих маток с высокой яйценоскостью». Если умножить 1200 яиц на 20 дней, то получим ориентировочный численный состав семей в 24 тыс. пчелиных особей, что приблизительно равно 2,4 кг живой массы пчелы.
Но ведь каждый пчеловод знает, что открыв любую семью 1 августа, он обнаружит не менее двух-трех рамок разновозрастного расплода, из которого к 22 августа выведется не менее ≈ 0,6÷1,2 кг пчел, или в cреднем (0,6+1,2) / 2 = 0,9 кг живой массы пчел, половина из которых не будут участвовать ни в воспитании расплода, ни тем более в летных работах. А поэтому и они, эти 0,45 кг пчел, уйдут в зиму «физиологически подготовленными, молодыми пчелами-долгожителями», а общая масса семьи, таким образом, будет 2,4 + 0,45 ≥ 2,85 кг. (Вероятно, многие с таким расчетом не согласятся, так как для этого есть масса объективных причин. — Ред.)
Из данного примера отчетливо видно, что практически все научные факты, установленные биологами для пчелиной семьи, не более чем обычное их нагромождение, ничего не дающее и ни к чему не обязывающее. Все равно, что скопление звезд на небе в ясную ночь.
Например, люди давно подметили такую зависимость: нарастил в зиму больше пчел, при благоприятной зимовке получил больше меда следующим летом. Однако конечный результат чреват возможными негативными последствиями, одно из которых — раннее роение в безвзяточное время. Как же быть? (Ответ на этот вопрос знают многие пчеловоды. — Ред.)
Прежде всего, необходимо от констатации фактов переходить к познанию закономерностей и закона Природы, то есть физического закона. Познание законов составляет задачу науки. У Анри Пуанкаре в книге «Наука и гипотеза» есть замечательные строчки: «Наука создается из фактов, как дом из кирпичей. Но накопление фактов не в большей мере является наукой, чем куча кирпичей домом».
Может возникнуть вопрос: «А что же из этого следует?» А то же, что и из введения в науку в 1742 г. шведом Андерсом Цельсием шкалы температур, носящей его имя (t°=25°С и др.), — определенность и уверенность в своих поступках и действиях. Не зная данной классификации единиц температуры, человек никогда бы не определил температурного режима зимующего клуба и прочих биологических закономерностей. А законы природы (физические законы), сформулированные нами и при помощи математики описанные, позволят даже начинающему пчеловоду не только видеть и понимать то, что он делает, но и предвидеть конечный результат. Это, на мой взгляд, гораздо лучше того положения, при котором ты что-то делаешь, но не понимаешь что.
И не нужно бояться слова «математика». Еще Эйнштейн любил говорить: «Главное все же содержимое, а не математика!»
В.А.ОВЧАТОВ
Украина, Запорожская обл.