Во всем мире ужесточаются требования к экологической чистоте и безопасности продуктов пчеловодства. В нашей стране санитарно-гигиенические требования к пищевым продуктам (СанПиН 2.3.2.1078–01) нормируют количество свинца, мышьяка, кадмия для меда (п.1.5.6), пыльцы (п. 1.10.7) и биологически активных добавок (БАД) на основе продуктов пчеловодства (п.1.10.8), концентрацию ртути для пыльцы и БАД. Однако в этом документе не отмечены требования к воску, непосредственно контактирующему с медом, пыльцой, маточным молочком, не учтены специфические особенности продуктов пчеловодства, а также не ограничены требования к содержанию меди и цинка. Установить зависимость количества этих элементов от экологических условий весьма актуально, поскольку они служат компонентами минерального состава продуктов пчеловодства.
В России экологические исследования начаты сравнительно недавно, но уже можно говорить о целесообразности использования пчел в биологическом мониторинге. Ткани пчел, а также мед, воск, пыльца, перга, прополис, в которых накапливаются радиоактивные нуклиды, тяжелые металлы, пестициды и другие вредные вещества, дают информацию о загрязнении внешней среды.
Наши исследования, как и других авторов, показали, что загрязнение окружающей среды токсичными элементами существенно отражается на чистоте прополиса и пыльцы, а в меду и воске тяжелые металлы не накапливаются. Высокое содержание меди и цинка в теле пчел свидетельствует об аккумулировании ими этих элементов.
В связи с противоречивыми данными о действии загрязняющих факторов на экологическую чистоту продуктов пчеловодства данный вопрос требует тщательного изучения. Для этого образцы меда, пчелиного воска, прополиса, перги, маточного молочка, трутневого расплода и прочих объектов с пасек Рязанской, Орловской, Владимирской, Пензенской и других областей, а также Краснодарского края проанализировали на соответствие требованиям стандартов и содержание тяжелых металлов с помощью атомно-абсорбционного спектрофотометра.
По физико-химическим показателям продукты пчеловодства в основном отвечали требованиям стандартов, кроме прополиса, бóльшая часть образцов которого имела отклонения от нормы по одному или нескольким показателям. По нашему мнению, это обусловлено технологическими факторами, о чем свидетельствовали повышенное количество механических примесей и воска в этом продукте. Показатели содержания токсичных элементов в меду и воске приведены в таблице 1.
Максимальное количество свинца в меду составило 0,46 мг/кг (норма 0,05 мг/кг); содержание кадмия в отдельных образцах более чем в 4 раза превышало норму (1,0 мг/кг). Значительно больше было меди и цинка. Максимальная концентрация меди обнаружена в образцах 2001 г. — в среднем 6,39 мг/кг (наибольший показатель 16,74 мг/кг). В последующие годы этого элемента оказалось в среднем в 10 раз меньше, а в некоторых образцах 2002 г. медь отсутствовала. В среднем за 2001–2004 гг. содержание меди в медах составило 2,29 мг/кг. Цинка присутствовало меньше, чем меди (особенно в 2001 г. — в 2,2 раза). Среднее содержание цинка за исследуемые годы составило 1,33 мг/кг (в 1,7 раза ниже, чем меди).
В воске количество кадмия находилось в пределах от 0,0 до 0,7 мг/кг и не превышало требований СанПиН для меда, кроме двух образцов (0,7 и 0,1 мг/кг). Содержание свинца составило 0,0 — 2,9 мг/кг и иногда превышало требования СанПиН по меду. Меди было от 0,0 до 9,5 мг/кг, а цинка — от 0,0 до 45,1 мг/кг, но для этих металлов нормы не установлены. Меди оказалось больше, чем кадмия и свинца в 175 раз и в 3,3 раза соответственно, а цинка — в 615 и в 126 раз соответственно. Наличие в воске токсичных элементов говорит о том, что целесообразно нормировать их в этом продукте.
Содержание токсичных элементов в перге полностью соответствует требованиям СанПиН. Высокая достоверность средних показателей для меда, цинка, свинца и мышьяка указывает на возможность их определения используемым нами способом. Небольшая разница в значениях среднего показателя и стандартной ошибки для кадмия говорит о том, что применение этого метода в данном случае достаточно ограничено. Возможно, устанавливать количество кадмия в перге необходимо с помощью графитового атомизатора.
В 2005 г. в маточном молочке ртуть и мышьяк присутствовали в очень малых дозах — 0,023±0,0043 и 0,00028±0,000125 мг/кг соответственно, в 2003 и 2004 гг. они не были обнаружены (табл. 2). Очевидно, использование атомно-абсорбционного спектрофотометра, характеризующегося высокой чувствительностью, позволяет определять очень низкие концентрации токсичных элементов.
Кадмий обнаружен только в образцах 2003 г. Значительное его содержание (0,9 мг/кг при норме не более 1,0 мг/кг) было установлено в одном образце. Свинец выявляли во все годы исследования. Однако его количество соответствовало требованиям СанПин (кроме одного образца 2005 г., в котором этот показатель находился на пределе допустимой концентрации — 1,0 мг/кг).
Медь и цинк в маточном молочке присутствуют в большом количестве. Поскольку данный продукт продуцируется пчелами и влияние загрязняющих факторов окружающей среды на содержание токсичных элементов минимально, можно предположить, что они играют большую роль в выращивании расплода.
В расплоде медоносных пчел находятся медь и цинк, необходимые для нормальной жизнедеятельности организмов.
Незначительное количество кадмия (0,05 мг/кг) в трутневом расплоде обнаружено лишь в одном образце из десяти. Свинец присутствовал во всех, причем в четырех из них содержание было максимально допустимым — 1,0 мг/кг.
Однако следует отметить, что допустимые концентрации токсичных элементов разработаны и утверждены для минерализированных проб. При определении их содержания на современном атомно-абсорбционном спектрометре используют водные растворы в высоких концентрациях. Вероятно, при озолении продуктов токсичные элементы частично улетучиваются.
Во всех образцах прополиса обнаружены медь, цинк, свинец, кадмий (см. табл. 1), причем цинк — в максимальном количестве — 32,86–177,0 мг/кг. Свинец и кадмий аккумулируются, как правило, в нерастворимой части прополиса (остатках после экстракции) и не присутствуют совсем или в очень малом количестве в растворимой части — водной и спиртовой фракциях. Это количество лежит в пределах норм, допустимых для БАД.
Неодинаковое содержание токсичных элементов в продуктах пчеловодства в разные годы можно объяснить многими причинами: различной экологией окружающей среды, способами отбора проб, технологией получения продуктов, состоянием пчелиных семей, методами определения и др. Зависимость количества токсичных элементов в продуктах пчеловодства от их наличия в объектах окружающей среды видна из данных таблицы 3. Так, их концентрация во всех объектах возрастала от кадмия к свинцу, меди и цинку. Только в меду цинка было на порядок меньше, чем меди.
Максимальное содержание токсичных элементов отмечено в почве, растениях, пчелах, минимальное — в воде. В почве, растениях, пчелах присутствовал мышьяк, в продуктах пчеловодства его не было.
Экологические условия слабо влияли на уровень загрязнения меда, воска и маточного молочка. Если только два образца меда превышали предельно допустимую концентрацию кадмия (3%), то в объектах окружающей среды этого элемента обнаружено в 1,6–386 раз больше. В воске и маточном молочке кадмия было намного меньше, чем в объектах среды. В 15% образцов воска свинца содержалось больше, чем в пчелах, или на одном уровне с ними. Инсектициды ДДТ и ГХЦГ в исследуемых объектах не обнаружены.
Существенное превышение остальных токсичных элементов в пчелах, почве, растениях по сравнению с медом, воском и маточным молочком свидетельствует о том, что пчелы, возможно, благодаря своей жизнедеятельности производят экологически чистые продукты.
Т.М.РУСАКОВА, Л.А.БУРМИСТРОВА, Л.В.РЕПНИКОВА, Е.А.ВАХОНИНА,
М.Н.ХАРИТОНОВА, В.М.МАРТЫНОВА, Н.В.БУДНИКОВА
НИИ пчеловодства