Установка пыльцеуловителя вносит некоторые нарушения в жизнедеятельность семьи: усложняет вход и выход пчел из улья, озлобляет их, изменяет условия вентиляции, подталкивает к роению. Кроме того, часть особей с обножкой, встретив преграду на пути домой, начинает впрашиваться в соседние ульи. Чтобы этого не происходило, пыльцеуловители нужно ставить сразу на все ульи.
Поступление пыльцы в гнездо зависит от диаметра отверстий в решетке пыльцеуловителя и их числа. Я использую самодельное устройство с пластмассовой решеткой толщиной 4 мм и длиной 450 мм с шестью рядами отверстий Ø 5 мм (фото). В основе конструкции — модель, в свое время выпускавшаяся в Латвии. Пыльцеуловитель одним движением приводится в рабочее положение, а собранная обножка легко изымается. Отказался лишь от устройства специальных выходов для трутней, так как этот легкий обходной путь довольно быстро начинают использовать пчелы с обножкой. К тому же сбор обножки прекращаю раньше начала массового лёта самцов.
Обножку отбираю ежедневно вечером, поэтому дно приемного ящика глухое, хотя лучше, когда оно выполнено из капроновой сетки. Если этого не делать, то за ночь пыльца может отсыреть и испортиться. Освобождая ящики от обножек, попутно удаляю ульевой мусор, скопившийся за решеткой. Дневной сбор этого продукта пчел (100–250 г) зависит от силы семьи.
Пыльцеуловитель устанавливаю на нижний леток. Есть мнение, что его нужно устанавливать на верхний, так как нижний — санитарный, и весь ульевой мусор попадает в приемный ящик. Однако если оставить только верхний леток, пчелы не перестанут чистить гнездо, и мусора в пыльцеуловителе не уменьшится, а в летке создастся теснота. К тому же в ульях с одним верхним летком пчелы плохо отстраивают нижние части рамок.
Семьи по-разному реагируют на установку пыльцеуловителя: пчелы одних буквально за несколько часов осваивают возникшее препятствие, другие до нескольких дней не могут примириться с такой переменой и вымещают раздражение на окружающих. Было два случая настоящей забастовки — вернувшиеся с обножкой пчелы прекратили всякие попытки преодолеть решетку, облепили переднюю стенку улья и замерли в неподвижности, всем своим видом требуя убрать устройство, что и пришлось сделать.
Чтобы облегчить работу пчелам и дать возможность вылетать трутням, попробовал держать пыльцеуловители в рабочем положении только часть дня, поднимая решетки в 16 ч. Однако вынужден был вернуться к постоянному режиму работы, так как уже на третьи сутки примерно за час-полтора до подъема решетки пчелы с обножкой перестали заходить в улей и ждали, когда откроется свободный проход в гнездо
После достижения семьями силы 14–16 улочек пыльцеуловители становятся существенной помехой в работе пчел, стимулируют возникновение роевого настроения, поэтому их приходится убирать совсем. Обычно это совпадает с окончанием цветения садов. Если начинать отбирать обножку во время цветения ивы, то нужное количество пыльцы можно собрать за май, имея пыльцеуловители на всех ульях. Существенной убыли перги в гнезде не происходит, так как, во-первых, отбираю не более половины приносимых обножек; во-вторых, снижение их поступления семья компенсирует увеличением числа пчел, летающих за пыльцой; в-третьих, появляется больше особей, несущих небольшие обножки, с которыми они проходят сквозь решетку.
Собранную обножку просушиваю с помощью изготовленной мной сушилки, устройство которой описано в ж-ле «Пчеловодство» (№1, 2000), перебираю, рассыпаю по пакетам и храню в холодильнике. Использую ее как биологически активный препарат для себя и для белковой подкормки пчел в составе канди или меда. Однако традиционный корм неэффективен. Способ подкормки пыльцой, увеличивающий количество расплода в семье, предложил Чеслав Юнг в статье «От первого облета» (ж-л «Пасека», №1, 2004, Польша): «Поступление в улей пыльцы извне положительно влияет на развитие семьи. Но ее нужно дать так, чтобы она пошла именно на выкормку расплода, а не была бы просто съедена пчелами.
Многие пчеловоды считают, что традиционные способы скармливания пыльцы в смеси с медом или втиранием в сот не дают удовлетворительных результатов. Оба они только прибавляют пчелам работы. Они не могут положить ее в ячейку так, чтобы из нее получилась перга, которую пчелы-кормилицы могли бы использовать для кормления расплода, а вынуждены сами потреблять эту смесь, что не очень помогает семье в целом и уж наверняка не влияет на число выкармливаемых личинок. Задача заключается в превращении пыльцы в пергу, чтобы в нее были добавлены ферменты, которые размягчают оболочку пыльцевых зерен и облегчают усвояемость содержащихся в ней веществ. Поэтому пыльцу лучше давать так, чтобы пчелы могли сформировать из нее обножку и сложить ее в соты. Достаточно от 50 до 200 г на семью. Обычно используют пыльцу, заготовленную в предыдущем сезоне. Ее предварительно обрабатывают, чтобы она стала такой же мягкой, как и свежепринесенная: добавляют воду в количестве, которое испарилось бы при сушке (одну четвертую часть от взятой навески пыльцы) и оставляют на сутки. Затем формируют из нее лепешки массой около 50 г и раздают семьям, помещая по одной на рамки, гнездо хорошо утепляют сверху. Пчелы дробят жвалами пыльцу, формируют из нее обножку, несут ее в гнездо и складывают в ячейки вблизи расплода.
Эта операция зримо способствует увеличению расплода в гнезде и, кроме того, сохраняет большое число пчел, которые погибли бы, вылетая за пыльцой в непогоду. Находя ее в улье, они переключаются на уход за расплодом».
В.Г.ЖАРОВ
Московская обл., г. Протвино