Анализируя результаты собственных наработок, а также литературные данные, пришел к выводу о необходимости кардинального изменения собственной технологии пчеловождения. Свою систему разрабатывал опытным путем, проверяя и перепроверяя каждый ее элемент в течение последних пяти лет.
Прежде всего я утвердился во мнении о правильности конструктивного разделения гнезда пчел по функциям ячеек пчелиного сота на зону расплода и зону меда, а не на корпуса, где все смешивается; пришел опытным путем к своей круглой вращающейся рамке, которая невольно привела меня к необходимости использования в технологии гравитационного поля Земли.
После трехлетней работы с пасекой из 15 ульев с вращающимся расплодным гнездом установил:
- использование сил гравитации в технологии пчеловодства — рациональный прием;
- круглая рамка как гнездовая расплодная, наиболее подходит для жизнедеятельности пчел: диаметр ее (наружный — 33 см, внутренний — 29 см, толщина трубчатой рамки — 20 мм) выбран правильно и полностью соответствует сотовой расплодной площади, создаваемой семьей в естественных условиях (ж-л «Пчеловодство» № 5, 2010).
Таким образом, «рамка пчел» в моей системе состоит из двух физически несвязанных между собой элементов: медового — в форме и размерах магазинной рамки 435 х 145 мм и расплодного — в форме круга с наружным диаметром 330 мм (рис. 1).
Ширина улочки между медовыми рамками медовой зоны устанавливается в зависимости от наличия разделительной решетки: при ее применении — 12 мм, без разделительной решетки — 18–20 мм. Именно таким образом упорядочиваю функциональное предназначение пчелиных ячеек сота.
Благодаря такому подходу в течение двух лет создал «парк» абсолютно белой суши для зоны меда, практически не требующий обновления, так как в такие рамки пчелы не заносят ничего, кроме меда, они не темнеют и благодаря отсутствию ячеек с пергой не поражаются молью.
Для расплода пчелы строят ячейки в круглой рамке перпендикулярно к плоскости сота, их глубина при улочке 8–9 мм увеличилась, в некоторых превышает 12,5 мм; закладка трутневых ячеек — минимальная. Круглая рамка стала «вечной», отпала необходимость в использовании пчеловодной проволоки или рыболовной лески, стало легче сортировать рамки, так как их нельзя спутать с прямоугольными медовыми. Вощину использую только для круглых рамок.
Другие достоинства перевода пасеки на круглые рамки опубликованы в ж-ле «Пчеловодство» (№5 и 6, 2010; №6, 2011).
В письмах, которые я получаю, авторов беспокоит вопрос о последствиях воздействия вращения гнезда на состояние пчел. Никаких отрицательных, тем более тяжелейших нарушений не обнаружено.
Во-первых, вращающимся гнездо делаю только на период «роевой горячки», а это из 365 дней в году лишь около 75 дней, как правило с 5 мая по 20 июля. Абсолютное большинство дней в году (а именно около 290) жизнь и деятельность пчелиных семей протекает так же, как и при других системах пчеловождения.
Во-вторых, семья получила как бы второй дом, поскольку барабан с рамками находится внутри улья, в утепленных условиях: создалась ситуация «улей в улье», что, несомненно, хорошо и для лета и для зимы.
В-третьих, вращение барабана с круглыми рамками происходит системно, один раз в сутки. Рамки в барабане вращаются только в плоскости сота, никакой хаотичности, как многие думают, здесь нет, и быть не может.
В-четвертых, круглые рамки находятся внутри барабана, закрыты полностью, что исключает строительство пчелами переходных мостиков к наружным стенкам улья.
В-пятых, обязательный элемент моей круглой расплодной рамки — три отверстия 4 в соте для прохода пчел, выполненные капроновыми втулками, что обеспечивает беспрепятственное прохождение любой пчелы в любую точку гнезда и в летнее и в зимнее время (см. рис. 1).
После поворота барабана с одного сегмента на другой пчелы рассредоточиваются по поверхности рамки буквально за считанные минуты.
Все это обеспечивает сохранность каждой пчелы при вращении барабана, не озлобляет семью при осмотрах, гарантирует целостность гнезда и кормовых запасов в кроющих рамках, позволяет располагать гнездо пчел на зимовку в центре барабана на минимальном числе кормовых (фуражных) рамок.
Что же происходит с пчелой в круглой рамке при вращении? При любом секторе поворота продольная ось пчелиной ячейки, а следовательно, и располагающейся в ней пчелы, всегда находится в горизонтальном положении, в своем естественном состоянии, и направление действия силы гравитации на нее обычное. Это равноценно тому, что пчела в ячейке как бы поворачивается с одного бока на другой.
Иное дело — самка клеща варроа, которая незадолго до запечатывания проникает в ячейку и прячется под личинкой. После запечатывания она делает отверстие в оболочке личинки пчелы в месте, определенном гравитацией. В другом месте самка испражняется. При ежедневном повороте сота клещ теряет ориентацию и не размножается (ж-л «Пчеловодство» №3, 2005). Данное явление требует дальнейшего детального изучения.
Что же происходит, когда пчелиный сот из вертикального положения переводят в горизонтальное, укладывают плашмя (Е.К.Еськов, 2003)? В одном из опытов сот после откладки в него яиц маткой расположили горизонтально, и продольная ось ячейки стала вертикальной. В результате бóльшую часть личинок (80–90%) пчелы съели сразу, а остальных — в течение трех дней после запечатывания ячеек, то есть ни одна пчела из таких ячеек не вышла. Сот же с запечатанным расплодом никакому действию со стороны пчел не подвергся, и молодые особи вышли из ячеек своевременно.
Указанные выше особенности поведения положил в основу метода, и, как показал опыт работы, это дало положительные результаты. При начале вращения барабана, то есть на личиночной стадии развития пчелы, осуществляю первый этап гравитационного воздействия на семью. Затем на десятый—двенадцатый день развития пчелы две круглые рамки с запечатанным расплодом изымаю из барабана (вместо них ставлю две рамки с вощиной) и укладываю плашмя на горизонтальные рамки зоны меда, где они проходят второй этап гравитационного воздействия с новым вектором, равным 90о. В течение всего сезона такой перенос рамок провожу не менее 5 раз (2 раза в июне, 3 раза в июле).
Через 5 дней эти рамки переворачиваю таким образом, чтобы нижняя часть круглого сота стала верхней и пчелы, находящиеся в ячейках головками вниз, получили положение головками вверх. Это третий, заключительный, этап воздействия силы гравитации на пчелиные семьи.
Пчелы зимуют в барабане в срединной части на 5–6 рамках, между круглыми заставными деревянными досками толщиной 20 мм и дисками пенопласта, заполняющими пространство вплоть до торцевых сторон барабана.
Именно такое число (5–6) круглых рамок образуют клуб, шар, сферу, назовите, как хотите, диаметром около 30 см, с какой бы стороны не осматривали гнездо. Стенки барабана создают над пчелами тепловой купол.
Запасание корма на зиму, строительство вощины на круглых рамках, полная (реже частичная) замена суши в гнезде совмещены в одном мероприятии. Во время проведения весенней ревизии весь массив зимовалых рамок гнезда маркирую каким-либо цветом, определяю результаты зимовки каждой пчелиной семьи и дату появления «симптома первой рамки» (так определяю время, когда следует подставить одну круглую рамку светло-коричневой суши для яйцекладки после весеннего облета). Спустя 7–10 дней добавляю еще одну круглую рамку светло-коричневой суши. С появлением «симптома шестой расплодной рамки» с обеих сторон расплодной части гнезда размещаю по одной рамке с вощиной. Через 10–12 дней — еще две. В последующем вощину ставлю при отборе зимовалых круглых рамок с запечатанным расплодом, которые укладываю плашмя на рамки зоны меда.
Поставленные ранней весной первые четыре рамки с вощиной (по две с каждой стороны) по мере их освоения отодвигаю к боковым стенкам барабана и они становятся кроющими. В течение всего сезона их не трогаю, и к моменту сбора гнезда на зиму они превращаются в полноценные кормовые рамки. Здесь уместно заметить, что время перехода к периоду вращения барабана лучше определять не календарным путем, а по появлению «симптома седьмой рамки», то есть по началу откладки яиц маткой на седьмой рамке. Так практически полностью обновляю гнездо и создаю кормовой запас на зиму.
Смену маток на пасеке начинаю в июне. Для этого в зоне меда магазинные рамки размещаю на теплый занос (рис. 2), высвобождаю пространство для подвешивания круглых рамок, что и запускает механизм тихой смены матки. Подвешиваю две-три круглые рамки разновозрастного расплода с пчелами без матки в непосредственной близости от зоны меда. Поскольку эти рамки довольно значительно отделены от расплодной части (включая стенку барабана), на них появляются от одного до трех маточников самосмены. На 17-й день рамки осматриваю на наличие неплодной матки. Вышедшую матку отлавливаю и переношу в зону расплода (можно пустить через нижний леток).
Все другие мероприятия — лечение, откачку меда, выбраковку суши, применение строительных рамок, лекарственных трав, борьбу с воровством и многое другое — выполняю согласно методу классического пчеловождения.
Результатами своей системы ухода за пчелами доволен: цели, которые были поставлены, в основном достигнуты. Абсолютно точно могу утверждать, что такой метод пчеловождения действительно безроевой, так как семья не имеет возможности создать, вернее даже приблизиться к роевым условиям. Поскольку при оттягивании маточников пчелы, руководствуясь гравитацией, строят их открытыми отверстиями вниз, то при повороте рамок на 180о они оказываются отверстиями вверх, и пчелы сами их удаляют.
Следуя своим инстинктам, они активно закладывают маточники, но после гравитационного воздействия не менее активно их уничтожают. Тестирование семей как по летным пчелам, так и по закрытому расплоду на предмет воздействия гравитации на клеща показывает положительный результат. Однако четко отделить долю воздействия гравитации от доли воздействия других агентов, применяемых для оздоровления пчел от клещевой инвазии, не представляется на сегодня возможным из-за сложной обстановки, сложившейся вокруг пчелы.
Имея за плечами 40-летний опыт работы с пчелами, могу также сказать, что метод менее трудоемок, чем классический, наиболее приемлем в любительском пчеловодстве в местах со слабым медосбором; дает возможность пчелам самим исправлять ошибки пчеловода, выполнять мероприятия без спешки и надрыва, очень хорош для стационарного и дачного пчеловодства, для начинающих, позволяет использовать действующую на сегодня материальную базу (ульи, медогонки, вощину), особенно в части реконструкции старых, отслуживших ульев всех типов.
В заключение хочу сказать, что, разрабатывая свой метод пчеловождения, активно использовал опубликованные материалы ученых и пчеловодов: Конья, Е.К.Еськова, К.Бурмайстера, А.Раавы, Варе, Н.Н.Микульского, В.Н.Коржа, В.Г.Кашковского, В.Ф.Шапкина, В.П.Курышева и В.Р.Курышева, А.Т.Андреева, И.С.Лонина, В.П.Цебро и многих других. Активную поддержку и большую практическую помощь получил от Алма-атинского областного общества пчеловодов-любителей и его председателя Ларисы Владимировны Шикуновой.
Не хочу показаться коллегам навязчивым и прошу отнестись к прочитанному как к сообщению, сделанному в порядке обмена опытом. Дело читателя решить — стать ли последователем данного метода или же подождать. Пробуйте!
В.Н.БЕЛОУСОВ
Казахстан, г. Алма-Ата