Все пчеловоды применяют дым при работе с пчелами. И многие из них, даже увенчанные разными титулами,— кому я задавал наивный на первый взгляд вопрос: «Как действует дым на пчел?» — повторяли одну и ту же книжную истину, что пчелы, почуяв запах дыма, собираются слететь на новое место и набирают в зобик мед, чтобы питаться им первое время. Они лишаются способности сгибать брюшко, то есть жалить.
Н.Н.Зарецкий в книге «Пособие для начинающего пчеловода» так и пишет: «Пчелы под действием дыма набирают мед в зобик и становятся миролюбивее».
И.А.Шабаршов (1988) утверждает: «Если его (дым — В.Н.Ефимов) ввести в улей, то в мгновение семья приходит в сильное возбуждение. Пчелы, почувствовав опасность, жадно набрасываются на мед, напиваются, тяжелеют, становятся менее раздражительными и, плохо владея наполненным брюшком, почти не жалят».
Или еще: «Дым для пчел, очевидно, сигнал бедствия. За ним ведь некогда следовал огонь (лесные пожары) — самая страшная беда для всех обитателей леса. От дыма улетают все насекомые. Чтобы не погибнуть и улететь от огня, пчелы инстинктивно запасались самым необходимым — кормом, единственным источником их жизни в первые дни после того, как они оказывались вне своего жилища» (1993).
Так, или примерно так написано во многих специализированных пчеловодных изданиях. Даже маленькая энциклопедия «Пчеловодство» утверждает, что «...пчелы при легком дымлении набирают полные зобики меда, благодаря чему им труднее сгибать брюшко для ужаления. Предполагают, что такая реакция выработана пчелами в связи с частыми лесными пожарами...)».
Хотелось бы здесь задать вопрос: а у пчел, которые постоянно живут в расщелинах и пещерах несгораемых скал, отношение к дыму другое?
Несмотря на уважение к авторам, с их утверждениями согласиться не могу. И вот почему.
Во-первых, взглянув на строение тела пчелы, видно, что медовый зобик, наполнен он или нет, ни в коей мере не мешает ей сгибать брюшко, так как находится в его верхней части.
Во-вторых, пчелы роя, зобики которых заполнены медом «под завязку», при непочтительном обращении жалят нисколько не меньше, чем пчелы из улья с пустыми зобиками. Весной при выставке ульев кишечник пчел, находящийся в том же брюшке, наполнен каловыми массами так, что это заметно даже на глаз. Тем не менее это тоже не мешает им жалить.
В-третьих, утверждение, что пчелы, почуяв запах дыма, намереваются слететь в более безопасное место, не согласуется с элементарной логикой и очевидными фактами. Куда и зачем полетят пчелы, бросив на съедение огню весь расплод и матку? Ведь плодная, яйцекладущая матка обретает способность лететь, только посидев некоторое время на строгой диете. В таком случае уверения, что пчелы собираются куда-то слететь, предполагают в них склонность к суициду. Но такие случаи науке неизвестны.
Наоборот, пчеловодам известны факты (они описаны в литературе по пчеловодству), когда при пожаре на пасеке пчелы массой летели за водой и несли ее в ульи, стенки которых уже занимались огнем, а колышки подставок дымились, чтобы поддерживать в гнезде необходимую температуру и влажность. Ни одна из них в поисках безопасного места не бросила трусливо свой улей, свою семью, расплод и кормовые запасы. И только вмешательство человека, не пожалевшего пары ведер воды, спасало их от верной гибели.
Кстати, прошлогодняя задымленность в некоторых районах Подмосковья была такова, что согласно книжным утверждениям должна была бы полностью извести пасеки местных пчеловодов, пчелы которых должны были-таки массами эмигрировать в поисках лучшей доли. (Возможно так и было — Ред.).
Пчела до самопожертвования защищает гнездо, расплод и кормовые запасы. У роя нет ничего, кроме содержимого медовых зобиков, поэтому и защищать здесь пчелам особо нечего. Лишь когда пчеловод при сборе роя неумелыми действиями нарушает его целостность или задеты личные интересы отдельных пчел, они способны напомнить зачем и для чего у них есть жало.
Так почему же все-таки пчеловоды применяют дым при работе с пчелами? Видимо, у наших предков-пчеловодов из всего арсенала неприятных, отпугивающих пчел средств, кроме дыма, ничего не было. А уходят они, видимо, потому, что им крайне неприятен его запах. Известно, что пчеловоды Африки перед работой с африканскими пчелами, славящимися своей злобивостью, обмазывают себя свежим буйволиным пометом. Так что же, и в этом случае, почуяв запах навоза, пчелы набирают в зобики мед в намерении слететь?
Замечу, что при чрезмерном применении дыма пчелы прямо-таки свирепеют. А ведь, казалось бы, не должны. С полными-то зобиками?!
Так как же все-таки реагируют пчелы на дым? То ли им противен его запах, то ли дым оказывает какое-то иное (но какое?) действие? На эти вопросы должны дать ответ ученые.
А из книжек надо бы убрать подобные алогизмы, чтобы, как говаривал царь Петр: «Головы людишкам не дурить».
В.Н.ЕФИМОВ
г. Москва