В году медовых праздников несколько. Интересно, что между Днем святого Зосимы (30 апреля) и Днем святого Савватия (10 октября) укладывается весь пчеловодный сезон.
Эти святые стали главными покровителями пчел. Иконы с их изображениями наши предки вешали над ручейком или колодцем, находившимся неподалеку от пасеки. Воду из этого источника считали целебной, а прибившийся к такой своеобразной часовенке рой — освященным и оберегали особенно тщательно.
В народном календаре дни Зосимы-пчельника встречаются не раз, с каждым из них связаны приметы, обряды, обычаи. Так, на апрельского Зосиму семьи вывозили на пасеку. Помолившись святым покровителям, обходили ее с зажженной свечой и окропляли освященной водой. Крестьяне верили, что на летнего Зосиму (2 июля) пчелы собирают самый лучший мед и заливают им соты. В этот день их старались не беспокоить, но, проходя мимо ульев, приговаривали: «Рой, гуди, в поля лети! С полей лети — медок неси!» Пасечники кланялись разнотравью и липе, зацветающей в эту пору.
А самые внимательные примечали: ♦ если при приближении грозовых туч пчелы не прячутся в ульи — дождя не будет; ранним утром не летят в поле, гудят или толкутся возле ульев — к дождю. ♦ Пчелы летят за взятком или рой сел на цветущую черемуху либо рябину — весь день будет хорошая погода; сидят на стенках ульев — к сильной жаре; вечером долго не возвращаются в ульи — к предстоящему длительному дождю. ♦ Много пчел летит в сторону — надо ждать грозу. ♦ Если пчелы становятся злее, жалят — к засухе; жужжат вокруг желтой акации или жимолости — скоро дождь. ♦ Матки раньше обычного прекращают откладывать яйца — к ранней и холодной зиме. ♦ Если осенью пчелы закрывают леток, оставляя в нем очень маленькое отверстие, — зима будет холодной; оставляют его открытым — теплой.
14 августа весь православный люд отмечает Медовый Спас, который также называют первым и мокрым. В этот день служители церкви организуют крестный ход на реки и другие водоемы для водоосвящения. Омовение в них считается весьма полезным для укрепления тела и духа.
Название праздника указывает на то, что он связан со Спасителем Иисусом Христом и напоминает о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Самое главное, что надо сделать в этот день или накануне, — освятить мед.
Что касается традиций праздника, то издавна считалось, что на Медовый Спас обязательно следует вкусить ложечку меда. Не зря в народе сохранилась поговорка: «На первый Спас и нищий медку попробует». Лакомясь свежим медом, нужно загадать желание — тогда оно обязательно сбудется. Медовый Спас — настоящий пир для сладкоежек. Ведь почти все блюда на праздничном столе — булочки, пряники, пироги, торты, блины, каши и прочее, на что фантазии хватит, — должны содержать мед.
В этот день можно провести особый ритуал на привлечение счастья. Понадобятся мед, немного березовой коры и родниковой воды. До восхода солнца нужно набрать в кастрюлю немного ключевой воды. В полдень надо взять в левую руку кусочек коры, а правой рукой обмазать ее медом. Приложив кору ко лбу, сказать: «Счастье — во мне, радость — во мне, благо — во мне. Скверна — от меня, худо — от меня, горе — от меня. Как сладок медок, так и жизнь моя наполнена будет радостями». Потом следует умыться родниковой водой, тщательно вымыть в сосуде с ней кору. Воду вылить под любой березой. Кору нужно носить с собой, это талисман счастья и благополучия.
Для благополучия в доме надо взять в левую руку открытую емкость с медом, а в правую — кисточку. Слегка смачивая кисточку в меде, нужно обойти по часовой стрелке, начиная от входной двери, свое жилище. До каждого угла следует дотронуться кисточкой (нельзя пропустить ни одного, иначе ритуал окажется незавершенным). Там, где пол сходится со стенами, повторять: «Вот мед-медок, солнышка глоток. С медом дом обойду, беду отведу». Оставшийся мед надо поставить на обеденный стол.
В российских селах и деревнях до сих пор свято соблюдают обычаи Медового Спаса. К примеру, муниципальный народный праздник «Медовый Спас» ежегодно отмечают на территории Музейной организации «Славянская деревня» в деревне Салынь Дубровского района Брянской области. Это одно из самых ярких событий августа.
Сразу после торжественного открытия проводят конкурс на звание «Лучшее подворье Медового Спаса». Чтобы занять призовое место, каждому участнику нужно проявить себя рачительным хозяином. Ведь авторитетное жюри учитывает все, начиная с порядка на пасеке и кончая кулинарными способностями.
В полдень начинается праздничный молебен, затем проходит чин освящения меда.
Дальнейшая программа также не дает гостям скучать. Экскурсия в Музей народного быта позволяет окунуться в мир старины, а на выставке-продаже изделий народных мастеров и сельскохозяйственных товаров каждый может найти что-то интересное, включая меды различных сортов и большой ассортимент медовых изделий. В завершение праздника всех приглашают на конкурс фольклорных коллективов.
Быстро проходит лето… К 10 октября (напомним, что это День святого Савватия) наши предки обычно завершали уборку пчел в зимовники.
Последний медовый праздник приходится на 5 ноября. Завершающий месяц осени недаром называют сумерками года: дни очень короткие, а слякоть и голые стволы почерневших от сырости деревьев тоже не прибавляют света и ярких красок. Вот и скрашивает такие дни праздник, посвященный апостолу Якову (Иакову), брату Господню. Вместе с Иосифом, Божьей Матерью и младенцем Иисусом он скрывался в Египте, а по возвращении в Палестину сделался ревностным последователем Иисуса Христа и был избран первым епископом Иерусалимской церкви. Апостол Яков принял мученическую смерть: после проповеди чернокнижники и фарисеи сбросили его с кровли храма и побили камнями.
В этот день полагалось водить пчелиные хороводы и есть мед. Считалось, что если «пожужжать» погромче, «полетать» побыстрее да побольше меда испробовать, то весной пчелы будут хорошо роиться, а летом соберут небывалый урожай. Веселились мужики, наполняя чарки ароматными медами, а ребятишки угощались медовыми пряничками и коврижками.
М. ФИЛОНОВ