Моя пасека расположена в деревне под окном дома, из которого в любое время могу наблюдать за тем, что на ней происходит.
Как-то летом обратил внимание на поведение воробьев, которых в округе полно. В разгар лета пчел слетит птица с яблони или сливы на крышу улья, осмотрится и скачет к ее переднему краю.
Несколько раз наклонит голову на правый или левый бок, как бы присматриваясь к тому, что происходит на прилетной доске, затем мгновенно пикирует на нее, хватает клювом жертву и летит на ветку дерева или садится на крышу улья, чтобы расправиться с ней. Неоднократные попытки отпугнуть воробья от пойманной добычи не увенчались успехом — он улетал вместе с ней.
В книге М.Керченко «Жизнь золотого роя» мне попалась небольшая статья «Опасные лакомки», в которой автор описывал, как воробьи садились в ряд на забор и «ловили перегруженных нектаром пчел».
Это вызвало определенное недоверие: почему же тогда птицы, перед тем как схватить свою жертву, высматривают ее на лету или присаживаются на мгновение на прилетную доску?
У меня родилась мысль, что воробьи ловят не пчел, а трутней — более крупную и безопасную добычу.
Для подтверждения своей догадки умертвил пять трутней и столько же пчел и уложил их на крышу улья. Воробьи обрадовались и тут же стали хватать придавленных трутней, уносить их на ветки и расправляться с ними, а пчел не тронули.
Повторил опыт, положив придавленных трутней и пчел вперемешку. Птицы снова унесли трутней, а трупы пчел остались на месте.
Сомнения рассеялись: воробьи действительно являются искусными трутнеловами.
Чтобы окончательно убедиться в своей правоте, решил еще раз проверить свою догадку.
Весной (семьи зимуют на воле) снова стал наблюдать за воробьями.
В теплую солнечную погоду пчелы могли служить им легкой добычей, так как активно облетывались, массами садились на землю, деревья, ульи, любые предметы, медленно и вяло ползали. Но ни один воробей не садился на крышу улья и не охотился, хотя, казалось бы, в это время потребность в пище возрастает — ведь надо выкармливать птенцов.
Так я пришел к твердому убеждению, что воробьи ловят не пчел, а трутней.
У меня родилось еще одно предположение. А не являются ли воробьи причиной гибели маток в послероевое время, когда они совершают брачный облет? В это время их можно поймать на лету вместо трутней. Что по этому поводу скажут другие пчеловоды и ученые, может быть, они поделятся своими соображениями на страницах журнала?
А.ШИТИКОВ
Ленинградская обл.