Начало моего увлечения пчелами совпало с началом перестройки.
Денег не было не только на покупку ульев, но и на приобретение толстых досок, чтобы их сделать. А вот хороший электроинструмент сохранился еще со времен отсутствия «демократии», и я решил изготовить ульи из того, что оказалось доступным — из бревен.
На бревне диаметром более 300 мм топором и электрорубанком зачищаю вдоль оси две расположенные параллельно друг другу плоскости (рис. 1). По ним дисковой электропилой делаю два диаметральных пропила на глубину не более 60 мм каждый (возможности инструмента), так что центр бревна остается нетронутым. Но это меня не смущает — в соответствии с имеющимися щелями дерево дальше легко раскалывается при помощи клиньев, но при условии, что оно «некрученое», то есть волокна в бревне идут параллельно оси.
Далее по плоскости распила полученные плахи обрабатываю электрорубанком. Если бревно очень толстое, то снимаю лишнюю древесину и с наружной стороны, но в любом случае обязательно его «ошкуриваю» — удаляю кору. «Доски» для корпуса улья готовы. Из четырех таких элементов собираю корпус. Нужно только заранее позаботиться о том, чтобы его высота, определяемая шириной “досок”, соответствовала выбранному стандарту: 250 или 320 мм.
На рис. 2 представлен такой корпус, четыре стенки которого соединены при помощи двух длинных шпилек. Шпильки нетрудно сделать самому из арматурной проволоки диаметром 8 или 10 мм. Инструмент для нарезания резьбы приобрести несложно. Преимущество использования шпилек с гайками для соединения деталей корпуса очевидно: это долговечность, прочность, надежность, возможность подтянуть гайки при усыхании древесины, простота сборки и разборки.
Достоинство изготовленных из такого материала ульев — улучшенная термоизоляция (из-за толстых стен), повышенная влагоемкость (по той же причине), а также большая теплоемкость стен. На последнем свойстве остановлюсь дополнительно. Почему мы чувствуем себя комфортно в деревянной избе из бревен? Потому что в ней днем в жару прохладно, а ночью тепло. Днем толстые деревянные стены запасают тепло, а ночью отдают. И “дышат”, то есть в избе сухо и тепло, но нежарко. Все это обеспечивают параметры строительного материала: термоизоляция, влагоемкость, паропроницаемость и тепловая инерция, теплоемкость, которые детально рассматриваются при проектировании нашего собственного жилища и стандартизованы строительными нормами и правилами (СНиП). Так не пора ли и к пчелам проявить такой же инженерный подход?
Я попытался это сделать применительно к влагоемкости улья Дадана (ж-л «Пчеловодство» №5, 2000). Преимущества массивных ульев при рассмотрении их устойчивости к суточным колебаниям температуры и другим параметрам предстоит еще оценить. И как тут опять не вспомнить дупло? Его толстые, массивные (древесина-то сырая!) стены хорошо сглаживают суточные колебания температуры. Это особенно важно ранней весной, когда днем печет солнышко, ночью трещит мороз, а пчелам просто необходимо тепло. Вот вам и одно из «тайных, секретных» преимуществ живой древесины дупла.
Массивность стен дупла косвенно, но очень наглядно проиллюстрировал своими рисунками В.Д. Крутоголов (ж-л «Пчеловодство» №1, 2002). Мои ульи являются объектом насмешек со стороны членов моей семьи: «Все делают нормальные, красивые, легкие ульи, а ты построил им сараи из бревен!». Слов нет, такие ульи тяжелые, нетранспортабельные, но пчелы из них в любую жару никогда не выкучиваются и сырости в них нет.
Я надеюсь, что мой опыт может пригодиться тем пчеловодам, которые лишены благ цивилизации, но могут и хотят делать все сами.
Л.Г.СУХОДОЛЕЦ
Москва