Известный американский генетик Г.Милне (1991) считает вполне разрешимой задачу использования генной инженерии в пчеловодстве. Возможно, будут получены пчелы, устойчивые к инсектицидам и болезням.
Расширяет возможности селекции и использование метода геномной дактилоскопии, проводимого с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) — (RAPD-технологии). Наши исследования показали пригодность этой технологии для генетической паспортизации пород пчел (Поздняков, Какпаков, Абрамова, Бородачев, Кривцов, 2000).
В журнале «Nature» (2006) опубликовано сенсационное сообщение о завершении работы по секвенированию генома медоносной пчелы — третьего после фруктовой мухи и малярийного комара насекомого, всю совокупность генов которого установили ученые.
Работу выполняли 200 ученых из разных стран под руководством американского генетика Джорджа Вейнстока из Медицинского института им. Бейлора (Хьюстон, Техас). Селекционеры возлагают большие надежды на использование этого открытия для выведения новых линий и пород пчел.
Н.П.Дубинин (1992) задачи генетики и селекции для XXI в. в области животноводства сформулировал следующим образом: «Следует создавать, развивать и пополнять банки генетических и селекционных профилей, организовывать компьютерный сервис, использовать компьютерную технику для обработки экспериментальных данных. Необходимо развивать исследования по частной генетике, изучить эволюцию генофонда пород, линий, зональных типов в процессе адаптации к разным экологическим условиям, изучать механизмы генетической обусловленности и вариабельности количественных (хозяйственно ценных) признаков, прогнозировать селекционный процесс на основе банков данных ЭВМ, обратить внимание на генетику поведения. На очередь встают вопросы клеточной и генной инженерии, что открывает перспективу селекции животных на иммунитет к ряду заболеваний и инфекций. Необходимо разработать рекомендации по охране генофонда ценных животных».
В определенной мере эти задачи значимы и для пчеловодства. На наш взгляд, одна из актуальнейших — сохранение генофонда отечественных пород пчел. Эта проблема усугубляется в настоящее время ослаблением государственного контроля за размещением пасек и их передвижением; массовая приватизация не предусматривает развития системы заповедников и заказников. Их существование и работа возможны лишь в государственной структуре. Значительную роль в разрешении этой задачи могут сыграть генетические криобанки спермы трутней ценных пород, популяций и линий пчел.
Необходимо шире привлекать методы молекулярной генетики для установления генетического родства (различия) в филогенетических и популяционных исследованиях с дальнейшим использованием в селекции пчел с заданными свойствами, провести генетическую паспортизацию отечественных пород и селекционных достижений в пчеловодстве с использованием цитогенетических маркеров.
Провести апробацию с установлением соответствующего статуса всех разводимых в России пород пчел (включая дальневосточных), интенсифицировать работу по созданию новых породных типов и специализированных линий пчел с заданными свойствами.
Все отечественные породы пчел имеют достаточно широкие ареалы и значительную вследствие этого гетерогенность, обеспечивающую достаточную базу для чистопородного разведения, которое следует считать основным методом селекционного улучшения пчел. В то же время нельзя снимать со счетов и возможности межпородного гетерозиса при обеспечении строжайшего контроля над спариванием и исключение бесплановых скрещиваний, не допуская разведения помесей второго и последующих поколений. Такой контроль возможен только при наличии специальных пчелопитомников и четкой координации использования продуктов скрещивания.
Разумеется, заветная мечта генетиков-селекционеров всего мира в последнее время — возможность использования в пчеловодстве достижений генной инженерии, однако это пока отдаленная перспектива. Совершенно открытым остается вопрос о том, какие гены следует использовать для трансгеноза, как он будет влиять на функционирование генома пчелы в целом и т.д.
Вместе с тем в европейских странах уже обсуждается проблема отрицательного влияния на здоровье пчел и даже человека некоторых генномодифицированных медоносов, в частности рапса (H.Kaatz, 2007). Установлено, что модифицированные гены этой культуры могут преодолевать видовой барьер и передаваться бактериям кишечника пчелы. Не исключено, что таким образом они окажутся и в организме человека. Так что не следует торопиться выпускать джинна из бутылки, поскольку затрагиваются слишком тонкие биологические структуры. В частности, через бактерии может перейти ген устойчивости к антибиотикам, который используют в генномодифицированных культурах, и тогда человек окажется беззащитным против целого ряда болезней. Хотя известно, что наш организм хорошо справляется с чужеродной ДНК уже миллионы лет, полностью исключать эту опасность не следует.
В настоящее время широко обсуждаются причины огромных потерь пчел в США. Строгого научного объяснения этому факту пока нет, но среди гипотез рассматривается и определенное влияние на организм пчел генномодифицированных медоносов.
Круг задач этим не ограничивается, бурное развитие научно-технического прогресса откроет, несомненно, новые перспективы. Для их решения необходимо более тесное сотрудничество пчеловодов-селекционеров с генетиками и учеными-биологами других фундаментальных направлений.
Н.И.КРИВЦОВ
НИИ пчеловодства